Красивый тандем: как мода и балет нашли друг друга
Сцену балета неоднократно украшали самые изысканные наряды художников и дизайнеров. В этом году для украинской сцены моды громкой новостью стало сотрудничество Маши Ревы и Королевского балета Великобритании, в рамках которого дизайнер создала костюмы и декорации для балета "Весна священная". За всю историю мировой культуры такой чести удостоились самые громкие имена индустрии, среди которых Эрдем Моралиоглу, Александр Маккуин, Prada, Жан-Поль Готье и другие. В сегодняшней статье я расскажу о самых красивых и необычайно утонченных из них.
Chanel
Зачинателем тенденции сотрудничества дизайнеров с балетом еще в начале XX века стала Коко Шанель, когда в 1922 году создала костюмы для «Антигоны» Жана Кокто. Спустя два года дизайнер сотрудничала с танцевальной труппой Сергея Дягилева и одела артистов для балета «Голубой экспресс». Она была первой, кто продемонстрировал обыденную одежду на такой большой сцене. Пожалуй, сегодняшняя сценическая мода подтверждает, насколько это был успешный ход. К тому же именно она ввела моду на классическую балетную прическу – волосы, завязанные в тугой пучок.
Чуть меньше чем через столетие не менее великий Карл Лагерфельд следует примеру своей предшественницы и придумывает костюмы для балетов Apollo и The Dying Swan.
Balmain
Оливье Рустен, креативный директор Balmain, один из немногих дизайнеров, с которыми сработалась Парижская Опера. Он дважды создавал костюмы для балетных трупп в весьма узнаваемой эстетике бренда.
Первое его сотрудничество было в рамках 27-минутной постановки «Возрождение» хореографа Себастьяна Берто, в которой приняли участие 22 танцора. Не обошлось без трико со стразами и жакетов, расшитых жемчугом. Второй раз был не менее броским, так как для балета «Ренессанс» Рустен представил сверкающие наряды из пайеток, жемчуга, бисера и кристаллов.
Хуссейн Чалаян
Четыре года назад Лондонский Sadler’s Wells представил зрителям весьма необычную и красивую коллаборацию с дизайнером Хуссейном Чалаяном. В рамках балета Gravity Fatigue, цель которого – поднять темы идентичности, перемещений в пространстве и тайного желания любого человека иногда стать невидимым, были придуманы соответствующие наряды. Среди них были полупрозрачные ткани, эластичные трико и даже платье для двоих. К примеру, одним из лучших костюмов, передающих тематику постановки, стал наряд, в котором танцовщик, надев его, позволяет партнеру растягивать костюм, разрешая таким образом полностью контролировать свои действия.
Риккардо Тиши
Сотрудничество с Парижской национальной оперой для многих дизайнеров – заветная мечта. Как признался когда-то Риккардо Тиши, до работы над балетом "Болеро" он также мечтал об этом долгие годы. Судьба улыбнулась ему, и в 2013 году дизайнер присоединился к Марине Абрамович, которая составила для балета сценографию, и украсил танцоров прозрачными трико, платьями и расшитыми кружевными аппликациями. Как отмечает дизайнер, основной задачей было передать двойственность личности - мрачность и романтичность. В итоге в конце каждого номера балету аплодировали стоя.
Dior
Французский революционер моды и основатель бренда Dior Кристиан Диор неоднократно вносил вклад в развитие мирового искусства: создавал костюмы для кинолент, был галеристом и многое другое. Не так давно относительно новый креативный директор дома Мария Грация Кьюри одела танцоров для постановки Falls the Shadow в наряды с серебристой вышивкой и фирменными логотипами Dior. Их особенностью стали специальные сенсоры, благодаря которым движения танцоров переведут в 3D-графику.
Джанни Версаче
The Legend of Joseph — балет «Русских сезонов» 1914 года, который спустя 60 лет поставили в La Scala. Наряды придумал дизайнер, который сейчас не ассоциируется с театром или другим классическим искусством, — Джанни Версаче. Позже адепт сексуальности конца 80-х и начала 90-х работает над постановками вроде Salomé и балетами Мориса Бежара вплоть до его убийства в 1997-м. Кстати, первую коллекцию одежды из металлической сетки — сейчас это трейдмарк Versace — Джанни продемонстрировал в здании Парижской оперы.
Юбер де Живанши
Мало кто знает, однако дедушка Юбера де Живанши был главным художником по костюмам в Гранд-опера, поэтому нет ничего удивительного в том, что его внук продолжил семейное дело. В 1997 году Большой театр предложил дизайнеру сшить одежду для героев «Жизели». С того времени постановка стала невероятно популярной, и ее по сей день показывают по европейским телеканалам о культуре.
Александр Маккуин
Гений драмы Александр Маккуин в 2009 году представил зрителям спектакля «Эоннагата» такие костюмы, о которых говорят до сих пор. Скорее всего, немалую роль сыграло участие в нем Сильви Гиллем, близкой подруги дизайнера. Вдохновив Маккуина, она стала одним из основных звеньев, позволивших сделать свою версию самых примечательных традиционных нарядов японского театра кубуки.
Comments